Отца Штирлица убили из-за поисков «золота партии»?

Материал из ДОСЬЕ
Перейти к навигации Перейти к поиску

15 сентября исполнилось 20 лет со дня смерти знаменитого писателя Юлиана Семенова

Удивительный литератор и великий авантюрист умер 15 сентября 1993 года... Конечно, принято говорить «ушел от нас». Но в тот осенний день он именно умер. А покинул нас раньше - весной 1990 года. Три с половиной года Семенов де-юре был жив. Как бы. А де-факто его именем делались дела. Разные.[1]

Три смерти. Одна цель

Из архива семьи Семеновых

В документальном фильме Алевтины Толкуновой «Рассказы об отце. Юлиан Семенов глазами дочери», который был снят в 2011 году к 80-летию писателя, его младшая дочь Ольга впервые сказала публично то, что мы все знали и обсуждали много лет: ее отца фактически устранили.

До этого открыто говорили только об убийстве в Париже первого заместителя главреда газеты «Совершенно секретно» Александра Плешкова. Во время ужина с главным редактором влиятельнейшего французского еженедельника VSD наш Саша был отравлен. Это вывод французских спецслужб, которые передали все материалы своим московским коллегам. А те тему успешно похоронили.

Пару лет назад я случайно встретился с Александром Плешковым-младшим. Саша сказал, что его семья так и не получила заключение о смерти на руки. Но они не сомневаются, что все трое членов редколлегии «Совершенно секретно» - Юлиан Семенов, Плешков и Александр Мень - тогда погибли по одной причине. Они знали нечто про сакраментальное «золото партии».

Из архива семьи Семеновых

Во всех смертях есть очень много загадочного. Прото-иерея Александра Меня зарубил топором неизвестный, которого до сих пор не нашли. Как не нашли и мотива преступления.

С Юлианом Семеновым случился внезапный инсульт за час до очень важной встречи.

«У меня предстоят переговоры с газетно-телевизионной группой австралийского миллиардера Мердока; его штаб утверждает, что у Вас с ним намечены беседы в Вашингтоне во время встречи с Бушем. Был бы очень признателен, если бы Вы поддержали совместный проект «Совершенно секретно» - Мердок. Дело стоящее, за ним - миллиарды» - так заканчивается письмо писателя Президенту СССР Горбачеву. Последнее его письмо. И - вообще последние строки, написанные Юлианом Семеновым. Тем, кого запомнили не медиамагнатом (коим он так и не успел стать), а отцом загадочного Штирлица. Героя, сумевшего выжить в режиме «чужой среди чужих».

За 52 минуты до встречи, которая внесла бы колоссальные коррективы в историю отечественной медиаиндустрии, с писателем и случился тот роковой удар. Вместе со знаменитым британским документалистом Оливией Лихтенстайн я в эти дни снимал ленту о Семенове для BBC ONE. Две медсестры рассказали на камеру, как ночью после первого инсульта в неохраняемую палату Семенова пришли двое в штатском, которые показали медперсоналу «вездеходы» - заветные красные корочки. И после этого получасового визита, вызвавшего, как сказано в медкарте, «повторный инсульт», писатель уже не мог говорить. Его не стало. Он от нас ушел навсегда.

Пленки у Оливии пытались изъять на таможне в «Шереметьево», вопрос разруливали несколько часов в посольстве Соединенного Королевства.[1]

Юлиан фон Штирлиц

Из архива семьи Семеновых

Если бы Юлиан Семенов смог обнародовать в изданиях Мердока документы, которые во Франции добыл экс-сотрудник ГРУ Плешков (документального подтверждения этого не имелось, но для нас это был секрет Полишинеля) и которые не отважился опубликовать французский еженедельник VSD, то многие нынешние олигархи так и остались бы владельцами скромных кооперативов и поселковых шашлычных.

Семенов, помню, очень торопился. Смерть Плешкова воспринималась им как красный флажок. Его обкладывали как зверя. Напомню, это был еще СССР: опубликовать в наших СМИ что-либо серьезное (если речь шла не о сталинских репрессиях или временах Гражданской войны) было нереально. То, что андроповские соколы из двух управлений могучего КГБ методично выводят советские активы на Запад и депонируют там средства, чтобы потом скупить страну частями, Семенов знал, но считал, что высшее руководство страны не поверит простым письмам, им хода не дадут.

Семенов был очень осведомленным человеком. Это его и погубило

Из архива семьи Семеновых

Разоблачить заговор тех, кто методично приватизировал страну, писатель мог, лишь заручившись мощным медиапартнером на Западе. На Родине нельзя было доверять никому, поскольку непонятно было, кто в доле. Впрочем, Семенов, помню, повторял:

- Не бойтесь верить людям, потому что, даже если вы в них разочаруетесь, у вас останутся счастливые воспоминания о временах дружества.

И сам, разочаровавшись, вычеркивал, не поминая лихом. И сам повторил судьбу своих литературных героев - они совершают незримые подвиги, за которые Родина не воздает. И сам об этом не без горечи размышлял. Хотя, по мне, был несправедлив в оценках им самим созданного. Вполне объяснимо, отчего именно такой герой, как Штирлиц, стал любимым: наша культура не приемлет даже идеи корысти. Поэтому вознаграждения неизбежно умаляют подвиг. А незабвенный Максим знает, что никто не оценит его подвигов. И в отличие от традиционных героев нашей литературы Исаев не мечется, не терзается, не раскаивается. И в душе его царит покой даже в минуты экстрима. Именно такого поведения ждет от нас русская культура - ей не мил Иванушка, который без труда добивается успеха, ей по нраву Штирлиц.[1]

Почти шпионские страсти

Из архива семьи Семеновых

Но Юлиан Семенов, по-моему, сам не понимал своего героя полностью. Когда весной 1989 года съемочная группа «Взгляда» отправлялась в офис «Совершенно секретно», режиссер программы Иван Демидов попросил меня в конце интервью раскрутить Семенова на «любимый анекдот про Штирлица». Я тогда ответил Ване ухмылкой а-ля Мюллер-Броневой: «Миссия невыполнима». Юлиан не терпел байки про красного штандартенфюрера: ему казалось, что шутки нивелируют пафос «Семнадцати мгновений» и размывают подвиг разведчика. Писатель не готов был признать, что феномен устного народного творчества свидетельствует о небывалой популярности персонажа.

Герой анекдота - это в трактовке профессора Одесского четвертая степень мифологизации. А Штирлиц был мифологизирован, бесспорно. Равно как и создатель этого блистательного литературного персонажа.

Из архива семьи Семеновых

Одна из составных этого мифа: Юлиан Семенов - секретный агент КГБ. В нем горел пламень истовой фронды, хотя многие пытаются ныне представить его певцом Лубянки на основании того, что писатель был допущен к архивам тайной полиции лично Юрием Андроповым.

Мятежного Юлика всегда одолевали завистники (прежде всего из писательского цеха), которые не могли простить глобального успеха сочинителю, который в отличие от них не прогибался под систему, а сумел ее обхитрить. Поэтому после его гибели лубянские функционеры делятся с журналистами деталями - как и когда они снабжали Семенова фактурой, и в этих воспоминаниях зашифровано пресловутое послание: «он был с нами, мы общее дело делали». Так чекистам хочется.

Конечно, как и почти все выезжавшие за рубеж советские журналисты, ЮС время от времени выполнял те или иные просьбы своих знакомых. В том числе и лубянских. Это вообще удел журналистов-международников.

Генрих Боровик рассказывает, что Юлиан, мол, не столько искал Янтарную комнату, сколько использовал эту историю как предлог для своих загранкомандировок. Однако, замечу, несколько партнеров по этому журналистскому расследованию погибли при загадочных обстоятельствах: первый заместитель начальника ГРУ генерал-полковник Юрий Гусев, исследователь Пауль Энке и бывший эсэсовец Георг Штайн (последний, по версии следствия, «сделал себе харакири» после пыток).[1]

Время учеников

Из архива семьи Семеновых

Ему хотелось и влиять на ход событий, и подкреплять это влияние материально. Но не получилось. Семенов не был последним героем - он был последним романтиком. Пусть и прагматичным романтиком, понимавшим природу бизнеса. Учреждая «Совершенно секретно», Юлиан Семенов распределил акции поровну между нами, сделав нас всех совладельцами. И себе в отличие от нас выписал символическую зарплату в 1 (один) рубль.

В период, когда основатель «Совсека» был по факту недееспособен (с мая 1989 года по 15 сентября 1993 года), были произведены манипуляции, которые сделали собственниками недвижимости и бренда его второго заместителя Артема Боровика с женой Вероникой Хильчевской. Оставим за полями некоторые темные стороны этого периода. Лишь отметим, что Артем тем самым... спас издание, поскольку у бизнеса, конечно, должен быть хозяин, а от колхозов толку нет.

Артему в наследство осталось издательство «Детектив и политика» и газета «Совершенно секретно». А к марту 2000 года, когда рухнул Як-40, направлявшийся в Киев, к его империи добавилась ТВ-компания, еженедельник «Версия» и глянец «Лица». Он ни разу не жалел, что свой писательский дар задвинул в тень масштабного медиабизнеса. У него получалось не хуже, чем у наставника...

Феномен Семенова

Из архива семьи Семеновых

Юлиан Семенов был не просто писателем, которого любят и читают до сих пор. В течение всей своей неспокойной жизни этот талант демонстрировал крайне непопулярную в среде «креативного класса» модель поведения - эффективное сотрудничество с властью при сохранении собственной, порой экстремально критической по отношению к ней и, главное, независимой позиции. Он помнил философа Ивана Ильина, утверждавшего, что чем бездарнее люди у руля, тем тщательнее надо компенсировать своими талантами их ошибки - лишь бы не кровь, лишь бы не «беспощадный бунт».

Это просто понять, если помнить, что Юлиан Семенов всегда был яростным патриотом. Ребенком дважды бежал на фронт, а когда приехал к поверженному Рейхстагу с отцом, испытал, по его словам, чувство гордости за страну, которое отпечатало всю его биографию.

Где бы он ни был и что бы он ни делал, Семенов с завидной энергией радел за престиж страны, проявляя в этом гораздо больше настойчивости, чем многие его коллеги. Юлиан отличался крайним неравнодушием ко всему, что касалось Родины: возвращал утраченные культурные ценности, пытался своей журналистской деятельностью поднять уровень тех, кто управлял страной. Вот так писатели и участвуют в истории. Пока потомки пытаются сохранить нечто материальное, герои своим примером утверждают высшие ценности. Жизнь кончается не завтра, сила менталитета проверяется на прочность веками, а в чем-то сокровенно важном Семенов был истинно русским человеком. Чем и объясняется немеркнущая популярность Максима Исаева-Штирлица.

Если бы он все-таки раскрыл заговор, связанный с «золотом партии», его слава стала бы еще более громкой. Хотя и та, что он заработал своим литературным талантом, бессмертна. Как минимум.[1]

НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ

  • Юлиан Семенов сыграл роль председателя научной комиссии в фильме «Солярис» Андрея Тарковского.
  • В ряде романов («ТАСС уполномочен заявить...», «Пресс-центр», «Аукцион» и др.) действует журналист Дмитрий Степанов, являющийся отображением автора. В частности, Степанов вспоминает о съемках в фильме «Солярис», а среди институтских товарищей называет Евгения Примакова.
  • Семенов и Исаев имеют один день рождения - 8 октября (только Штирлиц родился в 1900 году, Семенов - в 1931-м).
  • После выхода фильма «Семнадцать мгновений весны» все его создатели и основные актеры получили Государственную премию. Единственным, кого «забыли», оказался сам создатель Штирлица и автор сценария Юлиан Семенов.
  • В фильме «Спортлото-82» Леонида Гайдая появляется пародия на Семенова: все повально зачитываются детективным романом писателя Гениана Зеленого «Смертельное убийство». Также является намеком цитата, произносимая Пуговкиным: «В этом романе писатель неточно описал Южную Америку».
  • В романе «ТАСС уполномочен заявить...» упоминается актер Леонид Броневой как исполнитель роли Мюллера, тем самым Семенов неявно упоминает экранизацию собственного произведения «Семнадцать мгновений весны».
  • В 1984 году было создано радиопродолжение «Семнадцати мгновений весны» по роману «Приказано выжить»: главные роли исполняли те же Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков. Текст от автора читал Михаил Глузский.[1]

5 лучших его фильмов

  • «Майор Вихрь»
  • «Семнадцать мгновений весны»
  • «Петровка, 38»
  • «ТАСС уполномочен заявить...»
  • «Исаев»

Всего по книгам и сценариям автора снято 25 фильмов

В поисках тем для репортажей и сюжетов для книг писатель исколесил весь мир.[1]

5 лучших его литературных творений

  • 14 произведений о приключениях разведчика Исаева-Штирлица («Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Семнадцать мгновений весны» и др.)
  • Серия из пяти произведений о приключениях полковника милиции Владислава Костенко (сюда входят «Петровка, 38» и «Огарева, 6»)
  • Серия из двух книг о приключениях полковника КГБ Виталия Славина («ТАСС уполномочен заявить...» и «Межконтинентальный узел»)
  • Серия из пяти книг о приключениях журналиста-международника Дмитрия Степанова («Аукцион» и др.)
  • «Лицом к лицу» («В поисках Янтарной комнаты»)
  • Всего - более полусотни романов и повестей[1]

Источники